Вспомните себя, если вы едете на машине, можете сократить путь, только нарушив правило и точно знаете, что вы не будете наказаны – что вы сделаете? Конечно – нарушите. Если вы очень сильно чего-то хотите и только это приносит вам удовольствие – вас остановит угроза наказания. Скорее всего, вы попытаетесь сделать так, что бы вас ни обнаружили, но точно сделаете, а если поймают – найдёте тысячу причин и миллион оправданий! Будете юлить, манипулировать, врать, но в душе знать – что при любой малейшей возможности повторите снова!
Чем мы в этом отличаемся от детей – ничем. Помните – «запретный плод сладок». Так и с ребёнком. Чем больше мы твердим, что это нельзя, тем больше ребенок этим интересуется. Поверьте – лучше делать акцент на том, что можно!
Почему наказания и запреты неэффективны?
Как мы ответим на вопрос: «Почему наказания и запреты неэффективны». Причин множество, но основных несколько:
- Ребенок не понимает, почему он не должен этого делать. Всегда давайте не эмоциональное объяснение – достал, сил больше нет и т.д., а рациональное – опасно для жизни, это вредит здоровью и т.д.
- Четко прописывайте форму наказания с ребенком и следите за их исполнением.
- Не наказываем: учёбой, уборкой; лишением сна, еды, прогулки; не бьём, не унижаем, не внушаем (что можно ждать от такого оболтуса), не запугиваем наказанием; не наказываем до сна, после сна, до еды, сразу после еды, сразу после драки, ссоры; когда вы сами раздражены; когда не выяснили причину поступка ребёнка; когда сами подавали плохой пример. Не наказываем отнимая подаренное, отменяя обещанное. Думайте когда наказываете – вы не снимаете своё напряжение, а формируете личность.
- А теперь самое главное – вы должны дать ребенку что-то взамен.
Как это? Если вы отнимаете компьютерные игры и ничего не даёте взамен – поверьте, ребёнок найдёт компьютер у друзей, соседей и т.д., а если не найдёт – превратит жизнь в доме в постоянный ад из истерик, слёз, угроз и т.д. Если вы запрещаете ребёнку играть с «плохими ребятами во дворе», и не находите место где он сможет выплеснуть энергию в социально-приемлемой форме – он вернётся в свою компанию.
Узнаёте свою ситуацию?
Плюс необходимо разобраться — почему ребёнок предпочитает те или иные компьютерные игры или асоциальные формы поведения. Что он получает и чего ему не хватает. Как правило в «стреляки» играют дети, где напряженная ситуация в семье. В «героя» – там, где ребёнок унижаем в школе и дома – хоть в виртуальном мире, но герой. Ребенок увлекается выращиваем виртуальных фруктов и животных – нехватка любви и тепла в семье и жизни и т.д.
Поэтому когда мы хотим что-либо заменить мы должны соблюсти несколько условий:
- Разобраться с причиной пристрастия – почему ребёнок этим увлёкся.
- Разобраться с проблемами внутри супружеских и семейных отношений.
- Определить ребенка в секцию по интересам – танцы, фитнесс, спортивные единоборства. Главное чтобы руководили этой секцией опытные профессионалы, которые понимают, что мы не только учим танцевать, бить и т.д., а формируем личность, учим преодолевать себя, прикладывать усилия, уметь преодолевать лень, а также создают атмосферу, где ребята могут познакомиться друг с другом и провести время вместе, найти новых друзей и «встать на верный путь»! Опытный психолог в лице тренера поможет вам вырвать ребенка из «лап пагубных пристрастий» и асоциального образа жизни!