Во-первых, разберемся, откуда у девочек-подростков появляется склонность оценивать себя негативно.
- Девочка копирует поведение матери. Если мама, при девочке, выражает недовольство своим весом, внешним видом, периодически жалуясь, что «здесь она толстая», а здесь «кривая»; если мама постоянно «сидит на диетах» и т.д., в этом случае, стиль такого отношения к себе перенимает и девочка. Подросток начинает зацикливаться на проблемных зонах своего тела, обрушивая на себя самого шквал критики.
- Родители в присутствии ребёнка смеялись над людьми с избыточным весом, высказываясь в негативном ключе, показывая своё отвращение. Здесь девочка улавливает связь между отношением окружающих и весом. Формируется представление о том, что оценка окружающих и вес взаимосвязаны, и наличие пары лишних килограммов может послужить причиной негативного отношения не только окружающих, но и родителей. Девочка начинает акцентировать своё внимание на том, как она выглядит, а не на том, насколько она интересный собеседник, насколько приятно с ней проводить время.
- Родители напрямую высказывали ребёнку опасение по поводу его веса. У ребёнка складывается представление о том, что внешний вид – это причина, по которой родители могут перестать любить его, поэтому ребёнок стремиться снизить свой вес, что бы заслужить любовь и уважение родителей.
- Влияние идолов моды, звёзд кино и эстрады. Мир моды жёстко настаивает на размытом образе «мальчик-девочка», где естественные «округлости» женщины оцениваются как неприемлемые. В своём стремлении быть похожим на своего кумира девочки доходят до крайности.
Всё это может привести к булимии, анорексии, дисморфофобии[1], депрессии, вплоть до попыток суицида.
Что можно рекомендовать в этой ситуации?
- В присутствии ребёнка высказывайтесь в позитивном ключе о своей внешности, найдите то, что вам нравится и чаще хвалите себя возле зеркала, подчёркивая свою индивидуальность.
- Ставьте верные установки для ребенка. НЕТ – «ТЫ ДОЛЖЕН ПОХУДЕТЬ!»; ДА – «ТЫ ДОЛЖЕН ПОЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ И НАЧАТЬ БОЛЬШЕ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ!». Установка на здоровый образ жизни, а не быть худым, иногда стремление к худобе может серьезно покалечить и тело, и душу ребёнка!
- Покажите ребёнку пример правильного питания, если вы позволяете себе вредные перекусы, налегаете на сладкое – ребенок скопирует ваше отношение к еде. Питайтесь правильно и приучайте к этому ребенка, рассказывайте о пользе продуктов или их вреде.
При условии, что ребёнок будет активно заниматься спортом, правильно питаться – «тело само разберется» сколько нужно жира, а сколько мускул.
- Не высказывайтесь негативно, не смейтесь над недостатками в фигуре других людей. Если вы увидели чересчур полного человека и ребёнок обратил ваше внимание на этого человека, объясните возможные причины этой полноты – гормональный дисбаланс, проблемы с пищеварением, неправильное питание и т.д. , и спросите ребенка: «ЧТО ПОМОЖЕТ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ?», «ЧТО ОН ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?». Но не смеяться, не оскорблять, не подтрунивать. Без эмоций и негативной оценки объяснить причину и способы её устранения. Акцент на решении проблемы.
- Активно интересоваться кумирами своего ребёнка, лучше с раннего возраста сформировать «позитивного героя» в представлении ребенка. Например, сделать кумиром ребёнка известного спортсмена или учёного.
- С подругами при ребёнке не обсуждать, кто как выглядит и сколько весит, а сделать акцент на том, как вы друг другу помогаете, кто как себя реализовал в жизни, кто проявил силу воли и т.д., делая предметом обсуждения достижения в жизни друзей и способы преодоления проблем.
- Научите ребёнка принимать себя таким, какой он есть, сделав акцент на индивидуальности и его достижениях! Больше хвалите за усердие в достижении цели, а не за внешний вид!
Если у вас есть вопросы – вы можете обратиться к детскому психологу, который поможет вашему ребёнку!
[1] Дисморфофобия — обычно начинается в молодом или подростковом возрасте, сопровождается высоким риском суицида. Больные зациклены на дефектах своего внешнего вида – реальных или мнимых, при этом страдают важные стороны жизни больного — способность работать, нормально функционировать в обществе, обслуживать себя.